НДФЛ


Когда предприниматель находиться на общей системе налогообложения, он является плательщиком налога на доходы физических лиц – НДФЛ. Глава 23 налогового кодекса РФ посвящена этому налогу. Нужно платить 13% с прибыли. То есть, доходов уменьшенных на величину расходов, так называемых налоговых вычетов.

Когда расходы превышают доходы, налоговая база считается равной нулю. Отрицательная разница на следующие налоговые периоды не переносится. Для исчисления налоговой базы по НДФЛ используется Книга учёта доходов и расходов.

Подробнее прочитать о Книге учётов расходов и доходов

Правила учёта доходов 

Доходом предпринимателя считаются все поступления от:

Продажи товаров и услуг, причём как в денежной, так и в натуральной форме

Доход от реализации имущества, которое использовалось в процессе предпринимательской деятельности и стоимость полученного безвозмездно имущества

Что относится к доходам, полученным в натуральной форме:

1. Когда за налогоплательщика организация или индивидуальный предприниматель оплачивает товары, работы, услуги, имущественные права, коммунальные услуги, питание, отдых, обучение

2. Когда налогоплательщик получает товары услуги или работы безвозмездно или с частичной оплатой

Возникает вопрос, как оценить доход, полученный в натуральной форме? 

Руководствуются ст. 40 НК РФ. Смысл её такой: если нет договорённости о стоимостном выражении дохода, то применяется рыночная оценка. Для случаев безвозмездного получения имущества, так же руководствуются рыночной оценкой.

А как определяется рыночная оценка?

Это написано в п. 4-11 ст. 40 РК РФ. Рыночная цена образуется при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров или услуг с учётом экономических условий. Когда хотят определить рыночную стоимость товара или услуги используют официальные источники информации о рыночных ценах.

Ещё есть такая форма расчётов, как взаимозачёт. Когда не хватает денег для взаиморасчётов и имеются взаимные задолженности, происходит зачёт взаимных требований.

Подтвердить факт взаимозачёта можно следующими документами:

  • Договором (поставки, оказанием услуг, выполнением работ), товарными накладными, актами выполненных работ, выписки банка, счета фактуры и другие документы, которые фиксируют факты возникновения взаимных требований
  • Письмо-заявление. Инициирующая сторона пишет письмо о проведении зачёта взаимных требований с уведомлением о вручении этого письма адресату. Это делается, когда проводится односторонний зачёт
  • Двусторонний или многосторонний акт зачёта взаимных требований или дополнительное соглашение к договорам о взаимозачёте. Это делается при соглашении сторон. 

Унифицированных форм документов для операций взаимозачётов нет. Поэтому нужно эти документы разработать самостоятельно.

Что является датой фактического получения дохода?

Согласно ст. 223 НК РФ день фактического получения дохода считается:

Выплата дохода или перечисление в банк налогоплательщика или по его поручению третьим лицам. Или передача дохода в натуральной форме.

Авансовые платежи, так же подлежат обложению НДФЛ в том налоговом периоде, когда они были фактически получены. Причём, не имеет значение факт передачи товара или выполнение работ, оказания услуг за которые был получен аванс.

При реализации основных средств и нематериальных активов, доход определяется, как разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью (остаточная стоимость определяется только в отношении амортизируемого имущества).

При продаже имущества, которое связанно с осуществлением предпринимательской деятельности, полученные доходы не могут быть уменьшены на сумму имущественных налоговых вычетов. Доход от продажи имущества включается в тот налоговый период, когда он был получен.

Правила учёта расходов 

Расходы, которые непосредственно связанны с извлечением доходов, документально подтверждены и фактически произведены, в соответствии со ст. 221 НК РФ дают право предпринимателю на профессиональные налоговые вычеты.

Все затраты, которые несёт предприниматель в отчётном налоговом периоде, делятся на две группы:

1. Связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, назовём их – производственные. То есть это расходы, которые непосредственно связаны с деятельностью предпринимателя: реализация товара, работ, услуг; производство, закупка, хранение; Государственная пошлина уплаченная в связи с предпринимательской деятельностью, так же учитывается.

2. Непроизводственные расходы – расходы не связанные с предпринимательской деятельностью. Учитываются только расходы, произведённые после даты указанной в свидетельстве о государственной регистрации.

Вот перечень расходов связанных непосредственно с доходами от предпринимательской деятельности:

1. Материальные расходы

2. Оплата труда

3. Амортизационные отчисления

4. Прочие

Налогоплательщик самостоятельно определяет состав расходов принимаемых к вычету. Аналогично порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ.

Налог на имущество физических лиц, которое непосредственно используется в предпринимательской деятельности, так же принимается к вычету. Но, за исключением жилых домов, квартир, дач, гаражей.

В том случае, если предприниматель не может документально подтвердить свои расходы, он имеет право на профессиональный налоговый вычет в размере 20% общей суммы доходов полученных от предпринимательской деятельности. Нужно будет написать заявление в налоговую о предоставлении этого вычета.

Рассмотрим, как ведётся учёт расходом предпринимателем:

1. При приобретении материальных ресурсов их стоимость включается в расходы того налогового периода, когда предприниматель получил доходы от реализации товаров, работ, услуг

2. Если материальный ресурс не реализован в налоговом периоде, либо использован не полностью, то расходы на него будут учитываться при получении доходов в следующем налоговом периоде

3. При сезонной деятельности, когда затраты зависят от времени года или определённых климатических условий, то есть когда затраты произведены в отчётном налоговом периоде, а доход будет получен в следующих налоговых периодах, то такие затраты отражаются как расходы будущих периодов и включаются в состав того налогового периода в котором будут получены доходы. Это раздел IV Книги учёта доходов и расходов

4. Амортизация начисляется только на принадлежащее на праве собственности предпринимателю имущество и учитывается в составе расходов в суммах начисленных за налоговый период

Расходы, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы:

  • Убытки, штрафы, судебные издержки при неисполнении долговых обязательств, финансовые санкции, проценты по просроченным кредитам
  • Налоги: земельный, транспортный и расходы на личный автомобиль, налог на личное имущество
  • Добровольное страхование, взносы в негосударственный пенсионный фонд, расходы на приобретение земельного участка на котором расположены объекты коммерческой деятельности (они не относятся к амортизируемому имуществу п. 2 ст. 256 НК РФ) и расходы на личные нужды предпринимателя

Читать про порядок и сроки уплаты НДФЛ 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


ОТЧЕТНОСТЬ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Подготовка полного пакета документов для регистрации ИП или ООО в налоговой и подробное описание всех этапов открытия нового бизнеса.

checkЗДЕСЬ >>>

Подготовка и отправка отчетности в налоговую для ИП на УСН и ЕНВД 

checkЗДЕСЬ >>>